Александр Рапопорт

Приятно удивило, что на вашем сайте www.alexanderrapoport.ru выложен ваш личный телефон. Многие актеры публикуют телефоны своих директоров, а общение с ними ничем хорошим не заканчивается. В лучшем случае отфутболят на несколько месяцев вперед, в худшем - интервью не состоится.

Тут вот какая история - мои попытки найти директора пока не увенчались успехом. Сейчас я веду переговоры с одной милой дамой, которая взяла у меня интервью и передала его в тексте весьма удачно, что произвело на меня впечатление, тем более, что мы никогда так же, как и с вами, не виделись.

С ней я общался по телефону в Ставрополе, когда был на фестивале "Золотой витязь" Николая Бурляева. И вот она позвонила мне на днях и предложила провести тренинги по психологии общения.

Если я проводил тренинги в Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске, Вене..., то отчего же не провести их в Ставрополе?

Когда же она меня спросила, что мне необходимо, я предложил ей самой ответить на свой же вопрос.

Так сказать блиц-экзамен (смеется). Я с удовольствием отметил вменяемость, внятность, коммуникабельность, похожую систему ценностей, и это при всем том, что мы, повторяю, никогда не виделись!

При современном развитии средств связи директор может находиться сколь угодно далеко - интернет устраняет все границы. Так что переговоры ведутся. До этого момента все мои попытки найти директора настойчиво подвигали к мысли, что лучше, чем сделаю я, не сделает никто.

Главный критерий прост - мне нужен директор, помощник, администратор, называйте как хотите, который бы по своим качествам, куражу, духу был такой же, как я, но не актер (смеется).

Пока же я сам подписываю договоры, отсылаю занятость, прихожу на съемки (вы не поверите) со своим реквизитом. Вот такой мой ответ на ваш короткий вопрос.

Вы известный актер, врач-психотерапевт, исполнитель. Как много талантов в одном человеке и как выстраиваются приоритеты?

Вот, что называется, вопрос вопросов. Актером хотел стать с детства, причем, только актером и никем другим. Ребенок ведь всегда рождается центром Вселенной, по крайней мере, в глазах родителей, и его все любят.

Я родился в семье, где все друг друга любили. Все - это мама, папа и две бабушки - мама и тетка отца. У нас, если и ругались, точнее говорили на повышенных тонах, то только из проявления заботы - почему что-то не доел, почему поздно лег спать... Сегодня такие отношения уже редкость. Я был единственным ребенком, я был в центре внимания, время было жесткое, несытное. Меня ставили на стульчик, я пел песни, читал стихи, строил рожи (смеется).

В числе профессий моего папы была и профессия театрального актера. И я часто слышал от него похвалы в свой адрес, но вместе с тем и произносилась известная шутка, что актер-актером, но нужно иметь и какую-то профессию. А в этой шутке присутствует приличная доля правды.

Потом была школа, переезд из Ленинграда в город Березники, Пермской области. Отец пошел работать в Березниковский драмтеатр, и я очень много времени проводил за кулисами, бывал и на гастролях, присутствовал на капустниках, я был весь пропитан этой актерской кухней.

Но какова бы ни была моя любовь к театру, родителям хотелось, чтобы я получил медицинское образование.

До 4-го класса я был отличником, потом стали появляться другие интересы, и я "перестал" учиться. Были любимые предметы - пение, физкультура, английский язык, литература и чуть-чуть история. Когда же наступил седьмой класс, отец, видя мою любовь к актерскому ремеслу, сказал, что если я пообещаю после 10-го класса поступить в мединститут, то тогда останусь в школе. Если же нет - сдаю экзамены и поступаю в медучилище, или же химико-технологический техникум. Каково мне это было услышать в мои 14 лет, да еще в мае! Естественно, выбор пал на продолжение учебы в школе.

Пошла другая жизнь - жизнь юноши. Я был в центре внимания, я был интересен. Урал мне дал ту мужскую энергетику, которую я бы не получил ни в Москве, ни в Ленинграде. Я окончил школу и поехал поступать в Пермский медицинский институт, ибо очень не хотелось огорчать родителей. В Пермский - во-первых, потому что жил рядом, в Березниках, а во-вторых, потому что поступать в мединститут в Москве или Ленинграде с фамилией Рапопорт было бы чрезвычайно сложно.

Ректор Пермского мединститута Татьяна Владимировна Ивановская была человеком либеральным, поэтому туда съехались евреи со всего Союза. Тогда же в изобилии услышал разговоры на идиш, ближе узнал еврейскую культуру, было много песен, много хохм, в том числе и местечковых приколов (смеется). Я прошел конкурс, где было 25 человек на место, надо было сдать на пятерки, ибо одна четверка заменяла лечебный факультет на санитарно-гигиенический. И я получил три пятерки. Приехал в Березники, вкусивший абитуриентской жизни и поживший в общежитии.

Кстати, у 5-го общежития мединститута было 2 корпуса, и между ними присутствовало некое круглое помещение, любовно прозванное "промежностью". Мы там собирались, были гулянки, жизнь кипела. Я рассказываю все родителям, но тут папа выдает известие, подобное ушату холодной воды. Оказывается, что и он поступил в Пермский мединститут! Более того, в общежитии мы будем жить в одной комнате. В воздухе повисает классическая пауза. Через минуту все разъясняется - в силу того, что отец занимался гипнозом, его вызвали в горздрав и предупредили, что эта деятельность только для дипломированного врача. Забегая вперед, скажу, что в течение полугода я, отец и еще три человека жили в одной комнате в общежитии. Прессинг со стороны папы был невероятный, потому что учиться хотелось не очень. Ну не интересна мне была медицина, хоть ты тресни! (смеется).

Потом я встретился со своей будущей женой. И женился, уйдя таким образом от папы! Учеба продолжалась, трудно сосчитать сколько раз я был на грани вылета. Был в институте драмкружок, который вел тогда еще мало кому известный Петр Вельяминов, и я пропадал там денно и нощно.

А на 4-м курсе наш край посетил оркестр Олега Лундстрема. Были интересные компании, где мы отдыхали, выпивали и закусывали, и надо же было так случиться, что на песни в моем исполнении обратили внимание! Подходит ко мне администратор Лундстрема и предлагает с ними поработать. Можете себе такое представить? Что мне тогда сказала жена, повторять не буду, но эмоции зашкаливали. Я даже подумал, что если сейчас к ним не примкну, то догоню по следующему месту выступления, в Казани.

Но! Тут начался курс психиатрии. Входит в аудиторию человек, внешне напоминающий знаменитого актера Андрея Попова, не поздоровавшись и не представившись, он начал ходить по аудитории, торжественно, по-актерски произнося, как будто не обращаясь к нам, такие слова: "Мы сегодня поговорим об олигофрении, олигос - мало, френос - ум, олигофрения - малоумие" и дальше в таком же духе. Мне увиделась в этом актерская история..., и я остался в мединституте.

Возвращаясь к поставленному вопросу - нет главного, актерство и психотерапия - это две грани одной профессии, туда входит и исполнение, и тренинги, работа врача с пациентом сродни работе режиссера с актером.

Актерское счастье - когда внешние данные, фактура позволяют играть разносторонних персонажей.

Как врач-психотерапевт и просто как взрослый человек скажу так - не бывает людей однозначно положительных или однозначно отрицательных. Человек многогранен. Положительность или отрицательность еще и продиктовывается какими-то признаками, принятыми в том или ином обществе, порой совершенно не совпадающими с тем , что на самом деле представляет собой хорошее или плохое. Говорят, что Шекспир как-то произнес фразу: "There is nothing either good or bad, but thinking makes it so", то есть нет ничего хорошего или плохого, кроме того, что мы считаем хорошим или плохим. И я солидарен с Шекспиром (смеется).

Мне доводилось играть не столько отрицательных персонажей, сколько жестких. Изначально плохих людей не бывает, все зависит от родителей, социума, отношения со стороны. И если я получаю роль жесткого персонажа, мне хочется достать из него как можно больше человеческого. Хорошие режиссеры идут на этот шаг и говорят (по Станиславскому): "...иди от себя..". Но есть и другие, что грозят: пальчиком и говорят "Не надо прихорашивать плохое...". А вот, о чем я мечтаю, - сыграть Человека с внутренней болью, желанием, тоской, то есть со спектром человеческих черт и чувств.

Часто ли узнают и по какой роли?

Мне очень много пишут и знакомые, и незнакомые. Буквально на днях получаю по электронной почте письмо. Текст потрясающий: "Особенно вы мне запомнились недавно по фильму "Зона". Но ведь фильм "Зона" был снят в 2006 году! Петра Штейна нет с нами уже лет 8, я же до этой работы снялся как минимум в 25 фильмах! Кстати, после того, как в "Зоне" я снялся в роли криминального авторитета Вилена Бобруйского, меня стали узнавать во всех русскоязычных краях, мне шли письма и из Новой Зеландии, и из Австралии, и из Африки! А вообще узнают по разным ролям, как-никак за спиной порядка 115 фильмов!

Что предпочитаете смотреть по телевизору, чего, на ваш взгляд, не хватает в эфирном пространстве?

Я бы направил все свои усилия на выработку вкуса зрительской аудитории. Что-то запретить к показу можно, а смысл? Найдут и посмотрят, уверяю вас! Недавно довелось быть у Андрея Максимова, он один из выдающихся гуманитариев, которых я знаю, и в студии зашел вопрос о том, запрещать ли что-то ребенку или не запрещать. Его ответ был прост и гениален - ребенок тот же человек, вот вам можно ли что-то запретить? Так что запрещать бессмысленно, нужно направить усилия на воспитание вкуса. Я бы вывел на экран то, что по коммерческим, рыночным соображениям присутствует очень мало. Нужны фильмы, передачи о человеческих отношениях, духовных ценностях, вкусе, любви, дружбе, желании изучить человека.

Мне доводится общаться с огромным количеством людей и на гастролях, и на тренингах, и я осознаю, что многие мои коллеги по актерскому цеху этого лишены. А они ведь тоже живые люди, и у них болит, и они нуждаются в одобрении. Что же до телевизора - я не могу быть среди людей и не знать, что происходит. Смотрю избирательно, предпочитаю фильмы от старого до современного кино. Смотрю выступления коллег по психотерапии. Когда-то я проходил тренинг у известного американского технолога Энтони Робинса. Услышал много интересных мыслей, и одна из них в переводе звучит так - тебе повезет, когда ты сделаешь отпуск из работы. Когда я на съемках, в театре или на тренинге, я получаю столько удовольствия, что это, наверное, и есть самое настоящее счастье. А ведь что такое счастье? Это когда есть дело, которое ты хочешь делать, когда нет дела, которого ты не хочешь делать, когда общаешься с любимыми людьми, когда не пребываешь в нужде и когда есть здоровье всем этим наслаждаться.

Блиц: ваш любимый писатель, любимая музыка, любимый фильм.

Недавно прочел "Поиски любви" Владимира Аленикова, до сих пор идут послезвучия. Очень люблю читать Андрея Максимова, воспринимается совершенно как художественная литература. Если говорить о настольных вещах - я вырос с "Золотым Теленком" и "12-ю стульями", я считаю Остапа Бендера одним из своих несыгранных персонажей. И не оставляю надежду! Вообще, читаю много и всем, всем очень советую. Сегодня человек, читающий художественную литературу, особенно, из числа молодых - чрезвычайная редкость. Так что, читающий имеет значимые конкурентоспособные "козыри".

Что до музыки - у меня есть 3 музыкальных альбома. За исключением одной все песни написаны специально для меня. Я же люблю то, что Александр Добронравов (Вы помните его "Как упоительны в России вечера") называет ХЭП - Хорошая эстрадная песня. Люблю Джо Дассена, Адриано Челентано, Леонарда Коена...и др. то, что называется "мужская лирика". И в то же время Рондо Каприччиозо Сен-Санса, как и другую популярную "классику", могу слушать бесконечно.

Любимый актер, с которым мне довелось познакомиться во время чтения им мастер-класса в Lee Strasberg School, - Аль Пачино. Ему недавно стукнуло 75. Любимый фильм назвать трудно. Нравится, к примеру, "Послесловие" с Ростиславом Пляттом и Андреем Мягковым. Или, скажем, "Рокко и его братья". Какие-то фильмы из категории "авторское кино"... Трудно очертить рамки. Знаете, есть почти уже классическое: "...любой жанр, кроме скучного".

Пожелания самому себе, вашим зрителям, читателям

У моего друга, барда Михаила Кочеткова, в песне есть такие слова:

Я не люблю друзей жены, они всегда раздражены
Моим талантом и успехами на сцене,
Их раздражает все подряд, а мой литературный вклад,
Их просто бесит потому, что он бесценен.
Пардон, но я не виноват, что внес такой бесценный вклад
Оно само собою как-то приключилось,
Я их обидеть не хотел, я просто делал, что хотел,
Я просто делал, что хотел. И получилось!

Так вот, я желаю и себе, и всем, кто нас прочтет, чтобы они делали то, что хотели и очень хотели, чтобы это получилось.

И еще хочу сказать, ставшую моим кредо, фразу уже упомянутого мною Энтони Робинса - "Успех в жизни происходит в результате правильно принятого решения. Правильно принятое решение приходит в результате опыта. А опыт происходит в результате неправильно принятого решения".

Поэтому не бойтесь ошибаться и все время пытайтесь найти путь к успеху. И он обязательно придет!

ИСТОЧНИК: echo.az